Положение о педагогической диагностике

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ- детского сада № 89
Протокол № 1 от 28.08.2021г.

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МБДОУ - детский сад №89
______________ Н.В.Полозкова

Положение о педагогической диагностике детей
МБДОУ детского сада № 89

г. Екатеринбург

1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 89 в соответствии: с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- с Основной общеобразовательной программой - образовательной программой
дошкольного образования МБДОУ детского сада № 89.
2. Цель и задачи педагогической диагностики
(оценки индивидуального развития)
Цель педагогической диагностики: получить наиболее полную информацию
об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут
быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной
деятельности.
Задачи:
- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизация работы с детьми.
3.
Организация проведения педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития).
Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза
в год: в начале и в конце учебного года.
На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги
проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы,
а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми
детьми, которые требуют особой педагогической поддержки.
В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится
сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года,
показывающий эффективность педагогических действий.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в совместной и самостоятельной деятельности. Инструментарием для
педагогической диагностики являются карты наблюдений детского развития
(приложение 1 «Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет»,
приложение 2 «Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет»),
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка.
Для заполнения таблиц проведение каких-либо тестов или иных
специально организованных мероприятий не требуется. Если, у педагога
появляются сомнения, какой балл следует выставить, заполнение таблицы
необходимо отложить и провести более тщательное наблюдение за тем ребёнком,
относительно
которого
возникли
сомнения.

4. Методологическая основа педагогической диагностики.
Карты наблюдения детского развития в соответствии с программой «От
рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, позволяющие
фиксировать динамику и развитие ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддерживания контакта, принятия совместных решений,
решения конфликтов, лидерства и др.);
- игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
- проектной деятельности (динамика развития детской инициативности,
ответственности, умения планировать и организовывать свою деятельность);
- художественной деятельности;
- физического развития.
5. Контроль
Контроль
проведения
педагогической
диагностики
(оценки
индивидуального развития ребенка) осуществляется заместителем заведующего
посредством следующих форм:
- организация тематического контроля;
- посещение непрерывной образовательной деятельности;
- контроль за организацией режимных моментов и других видов деятельности;
- проверка документации.

Приложение 1

Карта наблюдения и оценки развития детей от 2 до 3 лет
Ребенок___________________________________груп п а___________ п о л _________
Воспитатель______________________________________________________________
Уровни показателей (баллы): высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), индивидуальный (1 балл)
1. Социально-коммуникативное развитие
I*
Критерии развития 2-й год (младший дошкольный возраст - 2-3 года
1. Описывает себя, свою семью и культурную группу:
- называет себя мальчиком или девочкой
- знает собственное имя, фамилию, имена родителей
- рассказывает о случаях, праздниках в своей семье
2. Демонстрирует положительное отношение к себе и другим:
- делится игрушками, не проявляет грубость, легко вступает в контакт со
взрослыми, сверстниками
- отвечает на проявленное внимание, играет рядом со сверстниками
- проявляет желание играть вместе со взрослыми, сверстниками
3. Выражает эмоции приемлемым способом:
- проявляет готовность ждать появления матери
- быстро успокаивается при поддержке (внимании) взрослого
- выражает чувства словами
4. Самообслуживание:
- умеет при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь; правильно
одеваться и обуваться
- умеет при небольшой помощи взрослого в определенном порядке аккуратно
складывать снятую одежду
- умеет под контролем взрослого мыть руки, насухо вытирать лицо и руки
личным полотенцем, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой,
горшком
- умеет держать ложку в правой руке (если леворукий ребенок, то в левой руке)
5. Поручения взрослого:
- умеет при небольшой помощи взрослого поддерживать порядок в игровой
комнате (после игр убирать игрушки на место)
- умеет выполнять простейшие действия/поручения (совместно со взрослым
перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы и пр.)
- предлагает помощь взрослому при ухаживании за растениями
6. Воспитание целостного отношения к труду:
- проявляет желание трудиться
- проявляет интерес к людям разных профессий
,
7. Знает правила дорожного движения и поведения в транспорте:
- имеет представление о светофоре и его сигналах
- знает проезжую часть дороги и тротуар для пешеходов
- в игре демонстрирует знание правил дорожного движения и поведения в
транспорте
8. Соблюдает элементарные правила поведения в помещении:
- знает правила поведения в общении друг с другом (не толкаться, играть, не
мешая друг другу, и пр.)
- имеет представление о назначении помещений (раздевалка, спальня и пр.)' *
- знает правила безопасного обращения с дверью, некоторыми бытовыми
приборами, инструментами - кистями, карандашами
9. Соблюдает правила безопасного поведения на прогулке:
- знает правила обращения с оборудованием на площадке (горка, песочница и пр.),
имеет представления о безопасном обращении с растениями, насекомыми и пр.
- на прогулке встает в пару, определяет границы площадки
- способен непродолжительное время заниматься самостоятельной

II

деятельностью, соблюдая правила безопасного поведения
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1. Проявляет познавательный интерес:
- задает вопросы о мире, событиях, материалах
- проявляет любознательность
- возвращается к тому, что делал раньше, настойчив в решении проблем
2. Проявляет интерес к действиям с предметами:
- распознает основные формы предметов (шар, кубик)
- различает и называет предметы ближайшего окружения
- подбирает несколько необходимых предметов для игры
3. Классифицирует по признакам:
- сравнивает предметы по цвету, форме, размеру, характеризуя их признаки
- подбирает предметы по цвету, форме, размеру
- различает предметы по цвету, форме, размеру
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1. Правильно реагирует на речевую информацию:
- понимает содержание коротких рассказов, сказок (без показа) по опыту
- выполняет указания, содержащие два, три и более шагов
- следует указаниям принять участие в том или ином деле и выполняет его
2. Активная речь:
- пользуется предложениями из трех и более слов
- отвечает на вопросы: где? Когда? Куда? Почему? И может задавать их сам
- излагает хорошо знакомую сказку, рассказ, стихотворение
3. Говорит понятно для слушателей:
- разговорный словарь достигает 250 - 700 слов
- активно общается со знакомыми людьми
- использует в речи разные виды предложений
4. Проявляет интерес к художественной литературе:
- легко охотно соглашается послушать чтение
- просит взрослого почитать или рассказать историю
- пересказывает небольшие эпизоды знакомых историй
5. Проявляет самостоятельность в «литературной» деятельности:
- самостоятельно рассматривает книги, проговаривает знакомые тексты
- правильно держит книгу, листает от начала до конца
- любит участвовать в изготовлении книги, воспроизводит литературные
сюжеты в рисунках
'
6. Видит связь между устной и письменной речью:
- опознает символические обозначения, используемые в группе
- узнает написание своего имени
- имитирует письмо взрослых
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес, испытывает удовольствие от слушания
музыки;
ч.
- просит включить и повторить песню, мелодию, называет ее
- внимательно, с интересом слушает, понимает смысл песенок
- подпевает отдельные слова и фразы
2, Сам пытается музицировать:
- способен узнавать знакомую мелодию, песню
- распознает звучание различных музыкальных инструментов (погремушки,
ложки, бубен, фортепиано), может назвать и показать, что звучало
- использует на занятиях и в играх предложенные музыкальные инструменты

>

3. Двигается под музыку:
- начинает движения с началом музыки
- двигается в соответствии с характером музыки
- выполняет простейшие танцевальные движения (притопы, хлопки,
«фонарики»)
4. Ищет красоту и гармонию на основе собственных критериев:
- проявляет интерес к разным видам изодеятельности
- может сосредоточенно заниматься лепкой или рисованием 5 - 1 0 минут
- радуется своим работам, пробует повторять самостоятельно
5. Воплощает идеи в реальность:
- называет, что нарисовал
- знает, как действовать карандашами, кистью, штампами, пластилином и т.д.
- умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей
рук в палочки, сплющивать комок в «лепешку»
6. Проявляет воображение:
- выбирает разные цвета
- использует разные материалы, размер и цвет бумаги
- умеет отламывать от большого комка маленькие комочки (глина, пластилин,
тесто)
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1. Демонстрирует координированные движения:
- умеет ходить и бегать «стайкой» за воспитателем
- прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед
- умеет бросать и ловить мяч на малом расстоянии
2. Удерживает равновесие:
- стоит и ходит на цыпочках, не теряя равновесия
- проходит по низкому брусу шириной 15-20 см при поддержке взрослого
- умеет делать поворот вокруг себя в медленном темпе
3. Использует координированные движения:
- поднимается вверх и спускается вниз по лестнице, держась за перила, ставя
по одной ноге на каждую ступеньку
- рисует точки, линии цветными мелками, карандашами, пальчиковыми
красками
- выполняет несложные постройки из кубиков, соединяет детали конструктора
4. Соблюдает правила ежедневной гигиены, здорового образа
жизни:
- самостоятельно ест ложкой, пьет из чашки
/
- с помощью взрослого моет руки с мылом перед едой, вытирает их
полотенцем, пользуется салфеткой, носовым платком
- при помощи взрослого частично раздевается, надевает одежду и обувь,
складывает одежду на место
5. Знает некоторые части тела и их функции:
- называет части тела (голова, руки, ноги, живот, шея, спина)
- может показать эти части тела
6. Знает предметы, связанные с гигиеной:
•
" -'
- знает свой шкафчик
- знает свою кровать
- знает свое полотенце и пр.
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I - начало учебного года, II - конец учебного года

Приложение 2

Карта наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Ребенок__________________________________груп па____________ п о л _________
Воспитатель
_______________________________________________________
Уровни показателей (баллы): Высокий уровень (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл)
Критерии развития
1-й год
2-й год
3-й год
4-й год
(младшая (средняя (старшая
(под
группа)
группа
группа)
готови
тельная к
школе
группа)
I*
II
I
II
I
II
I
II
1. Социально-коммуникативное развитие
1. Описывает себя, свою семью и
культурную группу:
- называет себя мальчиком или девочкой
- воплощает представления о себе и своей
семье в рисунке, играх
- рассказывает о своей семье, о культуре и
традициях
2. Демонстрирует положительное
отношение к себе и другим:
- проявляет уважение к себе и другим
- легко вступает в контакт со взрослыми и
сверстниками
- знает и учит других действовать по очереди,
соблюдать правила, делает активный выбор
3. Выражает эмоции приемлемым
способом:
- опознает и называет различные эмоции
- выражает чувства словами
- объясняет причины своих эмоций
4. Проявляет эмпатию к другим
людям:
- демонстрирует понимание чувств других
людей не вербально
- помогает другим в случае необходимости
/
-выражает понимание чувств вербально
5. Самоконтроль и взаимодействие:
- навыки игры сформированы соответственно
возрасту
- присоединяется к игре по приглашению или
просьбе
- играя, предлагает свои идеи и принимает
идеи других
'У
6. Понимает й уважает различия между
»
людьми:
- играет с ребенком другой культурной
принадлежности
- интересуется различиями между собой и
другими
- использует подходящие слова, обсуждая
различия

7. Самообслуживание:
- умеет одеваться и раздеваться, аккуратно
складывать и вешать одежду
- может приготовить свое рабочее место и
убрать его после окончания работы
- бережно относится к личным вещам и
вещам сверстников
8. Ручной труд:
- проявляет интерес к работе с бумагой,
ремонтирует книги
- делает объемные фигуры, складывая лист
бумаги пополам, и т.д.
- принимает участие в изготовлении поделок
из природного и бросового материала
9. Воспитание ценностного отношения
к труду:
- проявляет желание трудиться
- ответственно выполняет поручения
взрослого
- помогает сверстникам и взрослым при
затруднении
10. Знает правила дорожного движения
и поведения в транспорте:
- знает сигналы светофора, как правильно
переходить дорогу
- знает знаки дорожного движения для
пешеходов и правила безопасного поведения
на улице
- знает правила безопасного поведения в
транспорте
11. Знает и соблюдает элементарные
правила поведения в природе:
- знает и соблюдает правила экологического
поведения в природе
- знает и соблюдает правила общения с
животными
- имеет представления об опасностях,
встречающихся в природе (ядовитые
растения, грибы и т.д.)
12. Знает элементарные правила
безопасного поведения в детском
саду, в быту:
- знает и выполняет правила поведения в
помещении детского сада
- знает и выполняет правила поведения на
прогулке
- знает и выполняёт правила обращения с
бытовыми приборами, инструментами
Всего (среднее значение):
2. Познавательное развитие
1. Проявляет любознательность и
желание решать проблемы:
- задает вопросы о мире, событиях, материалах
- проявляет любознательность

»

- возвращается к тому, что делал раньше,
настойчив в решении проблем
2. Планирует и ставит цель:
- планирует предстоящую деятельность, что
собирается делать
- подбирает несколько необходимых
предметов для игры или работы
-выдвигает гипотезы и предложения
3. Классифицирует по признакам:
- классифицирует объекты по цвету, форме,
размеру и т.д.
- подбирает группу объектов на основании
функционального сходства
- находит предмет, не соответствующий
группе, и объясняет почему
4. Понимает количественные
отношения:
- устанавливает взаимооднозначное
соответствие объектов, считает их
- сравнивает по величине: больше - меньше,
много - мало
- складывает и вычитает в пределах 10,
используя предметы
- использует измерительные инструменты для
определения длины, веса и др.
5. Понимает основные
пространственные отношения:
- понимает слова, обозначающие положение
или направления
- правильно пользуется словами,
обозначающими пространственные
отношения
- решает различные пространственные
головоломки (пазлы)
6. Обнаруживает наличие
представлений о времени:
- знает слова, означающие время суток
- понимает слова: вчера, завтра, в прошлом
месяце, после, сначала и т.д.
- знает последовательность дней недели,
сезонов года, месяцев
Всего (среднее значение)
3. Речевое развитие
1. Правильно реагирует на речевую
информацию:
- выполняет указания, содержащие два, три и
более шагов
*
- следует указаниям принять участие в том
или ином деле и действует
- задает уместные вопросы
2. Говорит понятно для слушателей:
- использует части речи согласно возрасту
- согласует слова в предложении
- говорит соответственно возрасту

»

3. Излагает историю, тот или иной
текст в последовательности:
- рассказывает собственную историю
- развивает предложения
4. Сосредоточенно слушает чтение
вслух:
- легко и охотно соглашается послушать чтение
-просит взрослого почитать или рассказать
историю
- высказывает соображения о прочитанной
истории, сопереживает героям книги
5. Проявляет самостоятельность в
«литературной» деятельности:
- часто посещает литературный центр
- правильно держит книгу, листает от начала
до конца
- любит изготавливать книги, воспроизводит
литературные сюжеты в рисунках
6. Видит связь между устной и
письменной речью:
- опознает символические обозначения,
используемые в группе
- узнает написание своего имени
- диктует свои истории воспитателю
Всего (среднее значение)
4. Художественно-эстетическое развитие
1. Проявляет интерес, испытывает
удовольствие от слушания
музыки:
- просит включить и повторить песню,
мелодию,
- узнает марш, вальс, колыбельную, песню
- слушает мелодию и песню
2. Сам пытается музицировать:
- использует музыкальные инструменты в
игре, другой деятельности
- может назвать несколько музыкальных
инструментов
- поет песню, напевает мелодию
3. Двигается под музыку:
- может использовать танец, выученный на
музыкальном занятии
- придумывает движения, невеяные музыкой
- любит смотреть, как танцуют дети, взрослые
4. Ищет красоту и гармонию на
основе собственных критериев:
- высказывается пб поводу нравящихся
предметов, продуктов труда
- тщательно подбирает материалы для
творчества, прорабатывает детали
- проявляет оригинальность в работах,
предлагает множество решений
5. Воплощает идеи в реальность:
- рассказывает о замыслах и создает

V?
»

продукты, отражающие мысли и чувства
- выражает свои идеи и чувства разными
способами, экспериментирует с цветом,
импровизирует
- рисует изображения, навеянные музыкой
6. Проявляет воображение:
- придумывает другую концовку знакомой
сказки, рассказа
- использует схемы для реализации результата
- использует материалы оригинальным
способом
7. Выражает свои идеи и чувства
различными средствами:
- экспериментирует с цветом, песком,
кубиками, словами и т.д.
- рисует картины после полученных
впечатлений
- добавляет оригинальные предложения,
развивая мысль или дело
Всего (среднее значение)
5. Физическое развитие
1. Демонстрирует координированные
движения:
- ловит мяч двумя руками
- бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия
- прыгает через скакалку (одним из способов)
2. Удерживает равновесие:
- стоит на одной ноге
- идет по узкой полосе
- проходит по низкому брусу
3. Использует координированные
движения:
- проявляет способность координации
глаз/рука
- застегивает молнии и пуговицы, завязывает
шнурки
- режет по линии
4. Соблюдает правила ежедневной
гигиены, здорового образа жизни:
*
- моет руки, когда нужно, по мере
необходимости
- заботится о чистоте зубов, знает, что такое
правильная пища
- регулярно упражняется в движениях и отдыхе
5. Знает некоторые части тела и их
функции:
- называет важнейшие части тела и их
функции
- охраняет части тела и органы
- может описать характер физической боли
или неудобства, их места
Всего (среднее значение)
Итого (среднее значение)
Примечание: I - начало учебного года, II - конец учебного года

»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».